«Известия» сообщают о выявлении мошеннической схемы обзвона потенциальных жертв с использованием роботов.
Программы аналогичны тем, что используют банки для уведомления клиентов о персональных предложениях. Таким образом злоумышленники отсеивают граждан, которые сразу кладут трубку. Тех же, кто проявляет готовность к общению, бот переводит на живого оператора.
По данным ВЦИОМ, в 2020 году у россиян было похищено более 150 миллиардов рублей, основная часть правонарушений была связана с телефонными звонками и выпытыванием информации о карточном счете, а также паролей и личных данных. От подобных атак граждане теряли в среднем 27 – 50 тысяч рублей.
Мошенники постоянно придумывают новые сценарии общения с потенциальными жертвами. Они применяют технологии, изменяющие номер, с которого поступает телефонный звонок, собирают информацию о человеке в социальных сетях и из других открытых источников. По словам экспертов, сейчас для предварительного отсева абонентов, готовых идти на контакт, жулики стали использовать роботов, аналогичных банковским.
Специалисты отмечают, что финансовые организации внедряют программы для обзвона клиентов с целью большего охвата. Абонент слушает записанный текст, по завершении которого звонок может быть переведен на менеджера, готового сообщить подробности.
Мошенники действуют иначе. Используемый ими робот задает несколько вопросов и, если получает на них ответ, переводит разговор на оператора, который с помощью психологического давления постарается узнать секретные коды, пароли от личного кабинета, а также другие сведения, предоставляющие доступ к счетам.
Поводом для звонка становится тревожное событие – угроза находящимся на банковском счете средствам. Задача мошенников заключается в том, чтобы заставить человека волноваться и совершить необдуманный поступок.
Эксперты считают, что боты вызывают меньше опасений у потенциальных жертв. При общении с ними люди проще разглашают важную информацию или прислушиваются к рекомендациям робота перевести деньги на безопасный счет.
Чтобы понять, поступил звонок из банка или от мошенников, можно попросить собеседника назвать полные ФИО пользователя, место, где был открыт счет, или другую конфиденциальную информацию. У оператора финансовой организации эти сведения есть, у жулика – нет. Стоит также уточнить адрес офиса, из которого вам звонят.
Эксперты напоминают, что менеджер банка не имеет права уточнять трехзначный код с обратной стороны карты или СМС-пароли. Он обязан в начале общения попросить подтвердить личность того, с кем разговаривает, но дополнительные данные выпытывать не будет.
Если вы стали жертвой мошенника, оперативно обратитесь в банк и заблокируйте карту. Попросите также отменить проведенные транзакции, иногда это еще возможно. Затем обратитесь с заявлением в полицию.