Регулятор хочет сделать возникшие в связи с пандемией кредитные каникулы доступным и постоянным инструментом, который позволит россиянам сохранить положительную кредитную историю в сложной финансовой ситуации.
По словам экспертов, опыт прошлого года показал, что каждый четвертый заемщик, который воспользовался кредитными каникулами, так и не смог вернуться в график. В связи с этим кредитные организации опасаются увеличения доли просрочки в своих портфелях и роста недобросовестности клиентов.
Представитель Центробанка Михаил Мамута подчеркивает, что в данный момент прорабатывается идея сделать кредитные каникулы постоянными. На сегодняшний день такая услуга доступна ипотечным заемщикам. В 2020 году обратиться за кредитными каникулами могли также клиенты, получившие потребительскую ссуду. Но это был временный механизм поддержки россиян в условиях пандемии.
Эксперт уточнил, что возможность в любой момент взять кредитные каникулы по потребительскому кредиту позволит заемщику перевести дух. Сейчас прорабатывается перечень тяжелых жизненных ситуаций, когда граждане будут иметь право на кредитные каникулы.
Эльман Мехтиев, президент СРО НАПКА, уверен, что данный механизм поможет заемщикам пережить сложные времена без особого риска для кредитной истории и предотвратит рост просроченных платежей в сегменте потребительского кредитования.
При этом в законе должны быть четко прописаны условия, при возникновении которых клиенты смогут воспользоваться своим правом (например, стихийные бедствия, эпидемиологические ограничения). В то же время необходимо исключить ситуации злоупотребления таким правом со стороны заемщиков и не допустить дальнейшего роста неплатежей.