Комиссионный неликвид. Почему на российском рынке нет по-настоящему хорошей заграничной недвижимости?
Комиссионный неликвид. Почему на российском рынке нет по-настоящему хорошей заграничной недвижимости?
В последнее время на российском рынке возникло интересное явление, которое многие связывают с мировым экономическим кризисом. Состоит оно в том, что инвесторы строительного рынка больше не желают платить дополнительные средства, так сказать, «за бренд». Фактически, ставится условие, чтобы большая часть вкладываемых средств шла на оплату конкретного построенного жилого метра, и ни на что больше. Причем, эта тенденция достаточно четко делиться по странам - на выставках зарубежной недвижимости одни из них представлены значительно более ярко, чем другие. Специалисты по продажам указывают, что цену на выставочные материалы, презентации и яркие буклеты зарубежный застройщик включит как маркетинговые издержки в стоимость конечного продукта. Точно туда же будут включены и комиссионные выплаты агентам по продажам - а все эти надбавки к цене жилья, даже за рубежом, нашему инвестору уже ни к чему. В международной практике нормально включать в себестоимости до 6 или 7 процентов общих затрат девелопера, но если таковой показатель перевешивает 10%, то речь будет идти уже о явно проблемном рынке.
В Европе и комиссионные выплаты официальных продавцов, ведущих торг жильем от имени застройщика, также невелики - до 4% в общем. В частности, в Лондоне эта цифра может остановиться и на 1 - 2%. Именно из таких стран предложений в РФ не слишком много и они малоизвестны - девелоперы из солидных, стабильных стран с рынками с отличной ликвидностью на российских выставках найти непросто. Качественные объекты в Европе и так отлично продаются европейским же и американским покупателям за пару недель, европейские застройщики не испытывают потребности выставляться в России или в СНГ. Кроме того, в условиях низкой комиссии они не готовы работать на российском рынке, что приводит к попыткам «срубить» максимум денег на единичных договорах и, соответственно, продать те объекты, за которые застройщики готовы дать большую цену. Фактически, получается, что там, где больше всего получает агент по продаже недвижимости, там же и хуже всего она продается (рынок обладает наименьшей ликвидностью).