Оборачивамость товаров — один из индикаторов работы в розничной торговле. Другими словами, он содержит в себе столько информации, как ни один другой. Благодаря оборачиваемости товара, можно контролировать многие критерии: как быстро используются активы для получения прибыли, планирование закупок, формирование ассортимента и др.
ПОНЯТИЕ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ
Если рассмотреть данное определение простым языком, то можно сказать так: оборачиваемость товарных запасов — это отражение информации о том, насколько быстро вернутся вложенные деньги в продукцию. Приведем пример, магазин закупил партию хлебобулочных изделий, а в течение недели товар был продан и денежные средства вернулись обратно. Это означает, что произошел товарооборот за одну неделю.
Оборачиваемость товарных запасов всегда выражается в числовом эквиваленте. Исходя из этой информации можно получить многое. Далее, мы подробно расскажем об этом. Также, мы подробно разберем все термины и определения, которые обязательно будут использованы в вычислении оборачиваемости товара.
ПОНЯТИЯ И ФОРМУЛИРОВКИ
ТОВАРНЫЙ ЗАПАС
Это число продукции, которое на данный момент хранится на складе. Мы не берем в расчет количество, а именно вложенные финансовые средства. Пример: в продуктовом магазине на складе и торговом зале хранится 100 плиток шоколада. Стоимость товара составляет 6000 рублей. Это и есть товарный запас.
СРЕДНИЙ ТОВАРНЫЙ ЗАПАС
Для расчета среднего товарного запаса, следует немного потрудиться. Пример: в Вашем магазине 100 плиток шоколада на сумму 6000 рублей. Через 5 дней плиток будет 50, на сумму 3000 рублей. За эти дни шоколад реализовывался, а поставщики привозили новые. То есть товарный запас изменялся каждый день. Для того, чтобы определить сумму товарного запаса, необходимо найти среднюю величину. Берем количество на начало периода и на конец. В итоге, получится следующее (на основании нашего примера) = (6000 + 3000):2 = 3500 руб. Это и есть средний товарный запас.
Такой расчет не дает точную информацию. В определении до одного месяца можно использовать, а вот на более долгосрочный не рекомендуется. В таком случае, используем другую формулу:
ВЫРУЧКА
В данном случае никаких трудностей нет. Это сумма, которую мы в итоге получили, за реализацию продукции за определенный период времени. Оценка происходит в рублях. Пример: за продажу шоколадных плиток в кассе имеется сумма 6000 рублей. Это и есть выручка.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ?
Для начала нужно понять: какой товар необходимо рассчитать. К примеру, у Вас сеть продуктовых магазинов, где продается печенье “Нефертити” и все они реализуются по-разному. В таком случае, оборачиваемость товарных запасов следует рассчитывать отдельно по каждому. Собственники бизнеса получат ответ: в каких магазинах следует увеличить количество продукции, где уменьшить, а где вообще убрать с прилавков.
Другой пример, Вы хотите расширить ассортимент, а может быть этого не стоит делать? На помощь приходит анализ оборачиваемости товарных запасов, он подскажет: принесет ли прибыль данные действия.
КАК РАССЧИТАТЬ ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ ТОВАРА В НАТУРАЛЬНЫХ ЕДИНИЦАХ ИЗМЕРЕНИЯ?
Чтобы произвести расчет, необходимо:
- определиться с временным периодом. Это может быть неделя, месяц, или год;
- произвести расчет среднего товарного запаса за ранее выбранный период времени (это касается как отдельных единиц товара, так и групп):
Т31, Т32, …Т3n — это размер товарного запаса на отдельные числа периода, для которых требуется анализ;
n — число дней в выбранном периоде;
- произвести расчет продаж реализованной продукции, или групп товара за выбранный период (в натур. ед.).
После того, как произведен расчет, можно приступить к расчету оборачиваемости товарных запасов в натуральных единицах:
РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТА ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ДЛЯ ОДНОГО ТОВАРА
Коэффициент оборачиваемости можно производить вручную, но это огромные затраты времени, ошибки и не исключен человеческий фактор. Анализ оборачиваемости поможет подобрать идеальную пропорцию между оборотом в торговле и запасами. В сервисе 1С-Товары есть два способа проанализировать оборачиваемость:
Средняя оборачиваемость товарных запасов магазина в днях. Показатель доступен в личном кабинете магазина в разделе Аналитика. Он рассчитывается за период с начала месяца до выбранной даты по всем товарам магазина. Показывает сколько дней понадобится, чтобы продать весь запас.
У оборачиваемости есть сравнительные индикаторы, отражающие, как изменилась оборачиваемость по сравнению с аналогичным периодом прошлого месяца и прошлым годом.
Раздел Общий анализ:
У показателя один сравнительный индикатор с аналогичной датой прошлого месяца.
Раздел Товары:
Добавляется еще один индикатор — сравнение с аналогичным месяцем прошлого года.
Этот показатель дает понять, как быстро продаются товары в магазине, показывает среднюю длину цикла от покупки до продажи. По нему можно судить, насколько эффективно и успешно компания использует свои активы для получения доходов.
Для каждого магазина показатель оборачиваемости свой и зависит от специфики товаров. У продуктового магазина он может быть 30 дней, у строительного магазина 100, все зависит от конкретной ситуации.